смотрела фотки - кайф.. ограбить бы банк и с ними съездить
Начинается подготовка очередной экспедиции одесского клуба экстремального автотуризма Направление "T-max trophy 2008. Полярный Урал." По традиции - первопрохождение. Участникам предлагается пересечь горный массив Полярного Урала по направлению Воркута-Лабытнанги (категорийный участок - примерно 200км), пройдя на 30-50км севернее железной дороги Чум - Лабытнанги, действующего участка печально знаменитой 501-й стройки ГУЛАГа. Район похода характеризуется полным отсутствием дорог, кроме заброшенного грейдера ст. Полярный - пос. Харбей (нежил.), который пересекает маршрут экспедиции примерно в середине пути. Основными трудностями и препятствиями станут заболоченная тундра, камни, перевалы, горные реки и ручьи, а главное - безлесая местность, не предоставляющая надежных "якорей" для лебедок. Кроме того Полярный Урал известен суровой ветренной погодой с большим количеством осадков. Экспедиция обещает стать самым трудным путешествием клуба как физически, так и организационно. Последнее обстоятельство связано со сложностями посещения приграничной территории (которой является весь Ямало-Ненецкий автономный округ) и с необходимостью доставить автомобили на ж/д платформе по маршруту Сосногорск - Воркута и, в случае успеха, Лабытнанги - Сосногорск. Наградой за трудности участникам будут незабываемые, и порой неземные пейзажи Полярного Урала. Уникальности путешествию добавит факт пересечения сразу трех границ - административной (автономная республика Коми - Тюменская область), этнической (Коми - Ненцы) и географической границы между Европой и Азией. Все это произойдет в момент пересечения Малого Пайпудынского хребта между высотами 607 и 653. На Ямале планируется отдых и небольшая культурная программа с посещением заброшенного участка стройки 501, краеведческого музея г. Салехарда итп. Планируется участие 4-х 5-ти машин с экипажами по 2-3 человека. Основные требования - небольшой вес и большие колеса (35х12,5 дюймов и больше), лебедка, шноркель, бэдлоки или айрлоки, комплект мостков. Из соображений унификации по запчастям особо приветствуются УАЗы или машины с УАЗовской трансмиссией (военные мосты). Приглашаем участников из других клубов. О принятии в состав экспедиции решение принимается после личной встречи с кандидатом.
Цели экспедиции.
1. Впервые пересечь горный массив Полярного Урала на легковых автомобилях в летний период.
2. Познакомиться с культурой кочевых народов севера России.
3. Привлечь интерес к внедорожным путешествиям и к деятельности клуба, привлечь внимание потенциальных спонсоров для финансирования будущих экспедиций.
4. Проверить и улучшить навыки и подготовку членов команды к преодолению сложного рельефа и жизни в условиях похода с высокой степенью автономности.
5. Снять и показать в СМИ документальный фильм об экспедиции.
Маршрут
(IMG:http://www.4x4.od.ua/img/big_map.jpg)
Экспедиция стартует из Одессы 15 июля (дата уточняется). Так как рельеф местности на категорийном участке предполагает особую подготовку автомобилей, длительные пробеги по дорогам будут нежелательны, поэтому часть машин поедет на лафетах.
Таким способом машины будут доставлены в Ухту (республика Коми), где машины-тягачи и лафеты будут оставлены на хранение. Дальше, в сторону Воркуты летних дорог нет, поэтому из Ухты экипажи своим ходом отправятся в Сосногорск, где есть торцевая платформа для погрузки автомобилей на поезда. Откуда на ж/д платформе будут доставлены в Воркуту.
Следующий этап
(IMG:http://www.4x4.od.ua/img/detalised_map.jpg)
Cобственно автомобильное первопрохождение по маршруту Воркута – Лабытнанги. Нитка маршрута: Воркута - брод через Малую Усу чуть выше места слияния с Большой Усой – движение по правому берегу Большой Усы – устье реки Нияю – движение вдоль Нияю до ручья Эстовис – вдоль ручья Эстовис к озеру Эстото – пересечение Малого Пайпудынского хребта между высотами 607 и 653 – выход на заброшенную дорогу на пос. Харбей(нежилой) – на юг, к вездеходному следу вдоль реки Ханмей – движение вниз по Ханмею – на траверсе пос. Харп, поворот на юг от Ханмея – пос. Харп – пос. Лабытнанги.
Варианты аварийных выходов с маршрута, эвакуации пострадавших: Ввиду высокого уровня автономности маршрута, аварийных выходов для автомобилей нет. Однако возможна эвакуация людей, снабжение запчастями и ГСМ через станцию Полярный, по железной дороге. Предполагается, что дорога ст. Полярный – Харбей относительно легко проходима для нашей техники, поэтому после перевала через Малый Пайпудынский хребет будет возможность при необходимости выйти к ст. Полярный (106-й километр железной дороги Чум-Лабытнанги).
В случае непреодолимости некоторых участков маршрута запланированы запасные варианты движения. Так возможен объезд Малого Пайпудыского хребта севернее. Дойдя до предгорий хребта поворот на север, к броду через ручей Мал. Бадьяшор – западнее высот 461 и 524 до р. Большая Уса – поворот на юг, движение левым берегом Большой Усы до брода – движение правым берегом до ручья Изьяшор, до брода через ручей – поворот на юго-восток – по ущелью между высотами 783 и 627 к броду через Большую Усу – на юг к реке Большая Пайпудына – выход на дорогу из Полярного на Харбей.
Также возможен запасной вариант движения после выхода на дорогу пос. Полярный – пос. Харбей (нежилой): пос. Полярный – брод через р. Собь – движение левым берегом реки Собь вдоль хребта Райиз до пос. Харп. Решение об окончательном варианте маршрута будет приниматься на месте по результатам пеших разведок.
Историко-географическая справка о районе похода.
Уральский хребет, или как его называли наши предки, Каменный Пояс, разделяет на две части евразийский континент, и сам делится на пять районов: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный.
Полярный Урал – часть Уральского хребта, протянувшаяся от истоков реки Хулга на юге до горы Константинов Камень на севере. Площадь горной части около 25000 квадратных километров.
Ответвление Северной железной дороги, ветка Сейды – Лабытнанги делит горный массив Полярного Урала на две части, каждая из которых, отличается особым рельефом и климатом. Северная часть Полярного Урала, по которой собственно и будет проходить поход, представляет собой сложную систему отдельных горных массивов, которые разделяют широкие долины рек. Часть Полярного Урала к югу от реки Собь, это плато, изрезанное ущельями, руслами рек и ручьев. Перевалы здесь высотой 300-500 метров над уровнем моря, высоты до 1200м. Самая высокая точка, гора Пайер, возвышается на 1472 метра.
Реки Полярного Урала принадлежат к бассейнам Печоры или Оби, а часть рек в самой северной части, например Кара, несут свои воды непосредственно в Байдарацкую губу и Карское море.
Из-за неглубокого залегания вечной мерзлоты на Полярном Урале редки топкие, непроходимые болота. Растительность там беднее, чем в других районах края.
Климат отличается особой суровостью, особенно к северу от долины реки Собь. В середине июля в горах на склонах еще лежит снег, а в конце августа - начале сентября вершины уже покрыты снегом. Не редки в горах снежные бураны и летом. Зимой морозы достигают –45 ° в горах и - 54° на предгорных равнинах, часты сильные ветры. С октября до мая преобладают западные, северо-западные и северные ветры. В горах тёплые солнечные дни наступают в июле, недели на две позднее, чем на предгорных равнинах. Солнце не заходит за горизонт целые сутки. Конец июля – пора цветения растений.
Заселен район очень слабо, в тундре и на равнинах кочуют оленеводы, ханты и ненцы. Мелкие поселки, многие из которых заброшены, в основном расположены вдоль железной дороги.
Немного истории. Когда-то, примерно по нынешнему маршруту железной дороги Сейды – Лабытнанги проходил самый северный круглогодичный торговый путь из Югры в Сибирь, известный с 9-го века. Купцы поднимались вверх по реке Елец, откуда двенадцативерстным волоком перетаскивали свои суда в Собь и спускались к Оби. Именно по Собскому проходу прошло в 1489-90 годах четырехтысячное войско, отправленное Иваном Третьим с целью установления русского контроля над всем бассейном Печоры, нижней и средней Оби и Тобола. В результате экспедиции эти северные территории были вырваны из-под контроля ордынских ханов, а так же еще за сто лет до походов Ермака были созданы условия для дальнейшего завоевания Сибири. Интерес с Собскому проходу вновь возник в середине 19-го века в связи организацией в 1844г. пароходного сообщения Тоболу, Иртышу и Оби от Тюмени до восточных притоков верхней Оби (Тым и Кеть), а также появлением планов прокладки канала между Обью и Енисеем в районе Маковского волока. Для замыкания т.н. Великого Сибирского водного пути (термин упомянут в 1971г.) и обеспечения сквозной навигации из Европы в Восточную Сибирь необходимо было найти подходящий участок. Единственное место, где Уральский хребет имеет ширину менее километра при перепаде высот менее сотни метров – Собский проход. Однако этим планам не суждено было сбыться. Уже практически завершенный Обь-Енисейский канал был заброшен, а водные пути из Европы в Азию уступили место железным дорогам. Уже в 20-м веке, в связи с планами постройки в Обской губе, в районе мыса Каменный, глубоководного морского порта, через Собский проход была проложена железнодорожная ветка на Лабытнанги.
Сегодня регион активно развивается, благодаря открытию на Ямале новых месторождений нефти и газа. Есть планы по постройке новых магистралей и путей сообщения. Со станции Обская от ветки, идущей через Собский проход, уже построена железная дорога на Байдарацкую губу, где идет активное освоение Бованенковского месторождения.
Оргкомитет экспедиции:
Андрюшин Артур - +380972717103
Мостовой Павел - +380503921925
Поступайло Иван - +380503952872
Свирипа Леонид - +380674838223
Обсуждение и подготовка:
http://forum.napravlenie.od.ua/viewtopic.php?t=2064Дал добрый человек из Лабытнангов одну ссылочку, фотогалерея называется "немного про зимник":
http://gaz66.ru/gallery_cpg/thumbnails.php?album=113Обсуждение нашего путешествия на 4x4typ
http://www.4x4typ.ru/board/viewtopic.php?p=62275#62275